All about Audrey Tautou...
Одри Тоту (Амели)- audrey-tautou.ru
о ней фильмы фото творчество магазинчик видео
фан·клуб интервью статьи музыка форум сувениры

"Пена дней": репортаж со съемок (2012)

Невозможно адаптировать «Пену дней»? Только не для воображения Мишеля Гондри! Звездный кастинг, спецэффекты, избыток декораций и аксессуаров. Кинематографическая версия шедевра Бориса Виана обещает быть сумасшедшим приключением. Доказательство – фотографии со съемочной площадки в Париже.

В театре, украшенном в мавританском стиле, заряженная толпа присутствует на конференции Жан-Соля Партра. Портрет философа в запотевших очках продолжает гигантская трубка, из очага которой доносится зычный голос Партра, обращенный к аудитории, тошнотворный и сладкий одновременно. Огромный механический слон возвышается над стеклянным куполом и сеет панику. Только некоторые догадываются, что к Гаду Эльмале на самом деле направлен микрофон, а на балконе сидит съемочная группа с монитором, контролирующая процесс. Хлопушка. Несколько минут на площадке вполне достаточно, чтобы понять, что этот фильм не похож ни на какой другой. Как книга, которая легла в его основу. Взъерошенного режиссера зовут Мишель Гондри, культовый клипмейкер стал сам по себе культурным событием в мире кино, совмещая в своем творчестве авторское кино, документальное и голливудские блокбастеры.

Книга «Пена дней», написанная в 1947, с течением времени стала образцом новой французской литературы, затем просто классикой. Изданный в «Плеяде» в 2010, Борис Виан стал объектом выставки в 2011. Его миф пережил его на многие годы. Спустя более полувека после его кончины он все еще является символом безудержного веселья Сен-Жермена после войны, главой национальной истории. Встреча Гондри с Вианом – это Зеленый шершень, атакующий экзистенциальный Париж. Бюджет фильма составляет 18 млн евро и кастинг его впечатляет. Также нам обещают сумасшедшее приключение.

«Пена дней» по сути своей рассказывает простую историю в цветистом стиле. Колен и Хлоя любят друг друга. Хлоя тяжело заболевает. Колен делает все, чтобы ее спасти. Трагикомедия в сюрреалистическом антураже или рассказ об угрях, которые мутят воду в водопроводном кране, или о сужении квартир или о кувшинке, распустившейся в груди. Все это возможно показать кинематографическим языком. Прошлые режиссерские попытки успехом не увенчались. Самая известная, сделанная Шарлем Бельмоном с Жаком Перреном и Мари-Франс Пизье в главных ролях. Вышедшая в 1968, лента осталась в целом незамеченной. Была японская версия Го Ризю в 2001, которая являла собой оригинальную историю, но картина осталась неизвестной на Западе.

Об особенностях текущего проекта говорит продюсер Люк Босси: «Это уникальная книга в истории французской литературы, наполненная визуальными придумками, фантазией, пробуждающая воображение. Если «Маленький принц» - это сказка для детей, то «Пена дней» - для тех, кто уже повзрослел. Сейчас как раз время для создания визионерских лент, в том числе при помощи технических спецэффектов, чего было нельзя совершить в то время, когда роман только был написан».

Продюсер выкупил права в 2007. Несмотря на моральные права первая жена писателя Мишель Виан и его сын Патрик Виан остались в стороне от проекта. Босси договаривался с Урсулой Виан-Кюблер, второй женой, впоследствии скончавшейся, и Николь Бертольт, представительницей семьи. Включенная в перипетии романа, она живет в последнем парижском пристанище писателя недалеко от Мулен Руж. Там сохранились все книги Виана, коллекция пластинок, инструменты и пианино. Другой продюсер также разрабатывал этот проект, но согласие получил Босси. «Моя идея остаться верным духу романа, сделать фильм, который бы снял сам Виан. Права, которые мне дали, требуют именно этого, соответствующего качества, уважительного отношения к роману. Но внутри вселенной Виана мы свободны к придумкам». Контракт был подписан в октябре 2010. Охранительница очага Николь Бертольт стала артистическим консультантом с правом присутствия на всех этапах съемочного процесса.

Нужно было еще найти режиссера. Тим Бертон, Жан-Пьер Жене или Патрис Леконт напрашиваются сами. Но быстрее всего удалось договориться с Мишелем Гондри. Люк Босси встретился с режиссером в феврале 2011, показал первую версию сценария, которую написал сам. Год с небольшим спустя начались съемки. Мишель Гондри проявил энтузиазм. Книга, прочитанная в юности, стала основой его особенного киновидения: ««Пена дней» - это неустаревающая книга, потому что она сближает родителей и детей. Это рождает во мне желание снимать кадры. Это можно заметить даже в бессознательном способе съемки, как в клипах Бьорк. Это фильм моей мечты во всех возможных проявлениях».

Пересечения между инженером-писателем-трубачом-певцом Вианом и художником-режиссером-ударником-мастером Гондри очевидны. В «Вечном сиянии чистого разума», одном из лучших фильмов Гондри, сценарий к которому написал Чарли Кауфман, память героев Кейт Уинслет и Джима Кэрри были подвержены медицинскому вмешательству. В «Красной траве», опубликованной Вианом в 1950, инженер Вольф изобретает машину, которая пробуждает или помогает забыть страхи прошлого. У Виана, как у Гондри можно почувствовать превалирование визионерства и меланхолии любви. Так же как у Дюка Эллингтона. Джазовый роман «Пена дней» выводит на первый план музыканта, постоянно находящегося в полубожественном состоянии. «Есть лишь две вещи: любовь в любом случае к красивым девушкам, и музыка Нового Орлеана и Дюка Эллингтона», - читаешь в самом начале книги. В начале «Науки сна», наиболее личного фильма режиссера, Гондри отдает дань джазмену – отец главного героя. «Дюк Эллингтон был Богом для моего отца, - объясняет он, - Он слушал его до самой смерти в 1974. С тех пор никто ни слова не говорит за столом».

Еще одна общая точка приложения: Тэкс Эвери и его мультфильмы или самолеты, которые наделены человеческими чувствами. И это не шутка. Виан и Гондри культивировали наивность и детскую непосредственность, которую можно представить в виде анимированной поэзии. И у одного, и у другого объекты имеют душу. В «Пене дней» город реагирует и развивается вместе с персонажами. Мир, его архитектура и пейзажи потихоньку хиреют вплоть до самой трагедии. Один это может написать, другой – продемонстрировать.

Из первой версии сценария были удалены сцены, которые невозможно отснять. «Я вернул в сценарий те сцены, которые казались неподдающимися съемке, - объясняет режиссер, - Мы добавили анимацию, спецэффекты, часть из которых придумал я сам, использовали ретро-проекции, которые перемешивали персонажей с декорациями реальными и нарисованными, также некоторые сцены были сняты при помощи синего экрана». Желание не злоупотреблять цифровыми технологиями вполне понятно: Гондри, как и Мельес, считает, что органичность в фильме важнее всего. «В последние годы период пост-продакшена все больше походит на простое облегчение жизни режиссера и продюсера, а не на финальные мазки по осуществлению мечты».

Чтобы привести в жизнь свои мечты, Мишелю Гондри пришлось выдумать более 80 декораций и множество различных аксессуаров, один причудливее другого. Ноги должны были научиться танцевать «Скосиглаз» - оригинальный танец из романа. Протезы для рук, чтобы они могли поворачиваться на 360 градусов. Овощные станции метро. Механическое облако, подвешенное на кран для того, чтобы поднять влюбленных к небу Парижа. И конечно же эмблематический пианоктейль, соединяющий в себе напитки и музыкальные отрывки, на его изготовление ушло три месяца. Все это благодаря 50 человек съемочной группы и особенно художнику-постановщику Стефану Розембауму и художнице по костюмам Флоранс Фонтейн. Декораторы и стилисты устроили своего рода конфронтацию: кто дольше будет готовиться к съемке каждой сцены. В итоге у нас получился ни 1947, ни 2012, ничто среднее. Это что-то вневременное. Чтобы забыть о конкретном годе, инженеры Пежо участвовали в создании концептов 15 машин, непохожих на любые другие модели. Эти машины никогда не существовали в действительности.

«В первый съемочный день у меня попросили руки, - рассказывает Одри Тоту (Хлоя), - Я была в платье невесты в медном руднике. Мы провели 12 часов в машине из плексигласа с расплавленным металлом повсюду, искрами, вспышками, трясками и дымом».

Ромен Дюри (Колен) добавляет: «Каждый момент было какое-то открытие, сюрприз. Я пытался представить себе сцены, которые будут сниматься, но ни разу не смог. Это было еще более диковинно, чем я мог предположить. Галлюцинации каждый день. Мишель как специалист по пластической хирургии каждый день творил чудеса у нас на глазах».

Нужно видеть, как Гондри работает на площадке. С его взглядом подростка 49 лет, в дырявых джинсах, жилетке, руки в смазке, его можно принять за техника. Он еще и особенный демиург, беспокойный и иногда вспыльчивый. «У меня энергия и я руковожу. Меня можно назвать диктатором, но я не одержим контролем. Мне нравится работать с экспериментальной точки зрения, меня искушает кое-что, не могу определить, что именно, я просто знаю, что должен и что хочу делать как можно скорее, чтобы увидеть, что получится».

«Всегда есть вспышка, - продолжает Одри Тоту, - Нужно проанализировать все, что уже сделано, чтобы двигаться дальше. Не думала, что в одной голове может родиться столько идей. Это были съемки, не похожие ни на какие другие. Обычно происходит так: выбор места, репетиции, затем 2-3 дубля и всё. С Мишелем мы снимали постоянно. Никогда не знаешь, когда и кого он снимает. Все происходит внезапно, срочно, импровизационно. Это хорошо срежиссированный хаос. Мне никогда не приходилось работать в подобной манере, но упустить такой шанс просто не могла. Я никогда не сомневалась в особенном взгляде Мишеля. Он точно знает, чего хочет достичь. Он был рожден, чтобы воплотить на экран эту историю».

Все актеры разделяют это чувство. Если деревянный язык давно стал обычным делом в кинематографической среде, здесь все держится на энтузиазме. Кто-то обожает книгу, кто-то нет. Все упирается в Гондри, визуальный гений которого не подвергается сомнению. Возразить нечего. Актеры, эмоциональные машины не рискуют ли они быть поглощенными в избытке декора, который грозит стать главным персонажем? «Мы выбрали проверенных людей, способных вытянуть на себе эту историю, - объясняет Гондри, - Это актеры, которые собаку съели в профессии, но при этом остались естественными».

Чтобы пригласить Одри Тоту, режиссер проявил всю свою оригинальность: «Мне нравились его работы, но я хотела быть уверенной, что не буду у него играть чашку с чаем, - рассказывает актриса, - И вот однажды мне приходит мультипликационный фильм, в котором мне предлагается «сыграть главную роль в фильме, который он хотел снять всю жизнь». Форма провозглашения профессиональной любви, только как он мог себе представить. Две главные роли исполняют звезды. Роли второго плана тоже. Омар Си играет Николя, повара и доверенного помощника Колена, персонажа символизирующего жизненность. Эту роль должен был играть Жамель Деббуз, но к сожалению не смог встроиться в этот график съемок. Популярность Омара Си не оставляет сомнений, особенно во время натурных съемок, когда зеваки кричат его имя даже после команды «Мотор!» Гад Эльмале играет Шика, денди, обожающего труды Жан-Соль Партра, которого в свою очередь изображает Филипп Торретон. Аиша Маига играет Ализ, Шарлотт ле Бон – Изис, Саша Бурдо – серую мышку с черными усами как на картине. Кроме того в кастинге задействованы знаковые фигуры для французского кинематографа. В коротких эпизодах появляются сам Мишель Гондри, Ален Шаба, Магали Ноэль (исполнительница песни Виана «Сделай мне больно, Джонни» - первой рок-композиции, написанной на французском языке, ей сейчас 82). «Мы провели кастинг в рекордные сроки, - говорит Люк Босси, - единственные кто тормозил процесс – предприятие «Пена дней» + Гондри. Наши партнеры по Студио Каналь дали на это добро. Поэтому это был в какой-то степени рискованный проект, тем более что это не комедия для широкой аудитории, а авторский фильм широкого размаха». Конечно на бумаге успех фильма выглядит вполне оптимистично. Борис Виан переведен на 40 языков, а у Мишеля Гондри международная слава. Лента может стать успешным проектом за границей, где можно переиздать роман. Это оптимистический прогноз. Пессимистический прогноз касается любых экранизаций – есть риск испортить шедевр.

Съемки завершатся в конце июля после 15 недель напряженной работы, в них приняло участие 350 человек, без учета статистов. Далее последуют месяцы монтажа и пост-продашена для всей группы, месяцы терпения для всех любителей книги. Кто-то будет считать дни до выхода картины в кинотеатрах весной 2013 года…

По материалам M Le Magazine du Monde
Автор: Жюльен Блан-Гра



Статью добавил: Boris, 30.07.2012, 13:53
Ссылка на источник: http://www.cinema-france.ru/news/3923

Отзывы к статье

30.07.2012, 14:05
Согласитесь, ну очень интересный и познавательный материал! Интересно, только мне весь этот процесс напоминает съемки Жене?))) Думаю, кстати, что он мог бы экранизировать сабж ничуть не хуже Гондри (они чем-то похожи даже, кажется) - тоже могла бы интересная картина получиться. Впрочем, похоже, и так грех жаловаться явно.
Выделю еще вот эти слова продюсера фильма: "Если «Маленький принц» - это сказка для детей, то «Пена дней» - для тех, кто уже повзрослел". По-моему, довольно точное сравнение - с поправкой на условность любого подобного сравнения, конечно.
Эх, поскорей бы релиз...))))


Чтобы оставлять комментарии - зарегистрируйтесь >>>


Регистрация





По темам

Пена дней


Встречные ветра


Одри Тоту


Амели


Долгая помолвка


Нежность


Правдивая ложь


Кукольный дом


Коко. Еще не Шанель


Рекламный ролик "Chanel № 5"


Роковая красотка


Код да Винчи


Просто вместе


Матрешки (Красотки)


Хеппи-энд


Только не в губы


Потерянные моряки


Грязные прелести


Испанская гостиница


Любит, не любит


Бог большой, а я маленькая


Взмах крыльев бабочки


Распутник


Милые хулиганки


Давай поженимся


Салон красоты "Венера"


Хромой: Беби-блюз


Старая застава


Французская красота



Поиск








магазинчик | интересные кино-сайты
www.Audrey-Tautou.ru • Copyrights © 2004-2010